Среда, 25 ноября, 2020

Плехановская олимпиада школьников

Natalia

Официальный сайт олимпиады : https://www.rea.ru/ru/org/managements/priem/Pages/economics.aspx 
Архив заданий: https://www.rea.ru/ru/org/managements/priem/Pages/arhiv_zadaniy_olimp.aspx 

Цель олимпиады по экономике заключается в повышении интереса школьников к получению и наращиванию экономических знаний путем раскрытия их способностей к экономическому анализу и склонности к экономическому мышлению.

Задачи олимпиады:

  • проверка знаний по экономике;
  • выявление глубины понимания сущности экономических явлений и процессов
  • формирование навыков использования теоретических знаний для анализа конкретных экономических проблем;
  • интеллектуальное развитие старшеклассников: умения мыслить логически, творчески подходить к решению проблем, экономически грамотно излагать свою точку зрения

Олимпиада по экономике проходит в два этапа: 1 этап — отборочный (заочный) тур, 2 этап — очный тур.

Задания отборочного (заочного) тура включают в себя тесты четырех типов:

Первый тест состоит из вопросов типа «Верно/Неверно». Задания представляют собой высказывания, которые участник олимпиады должен оценить как верные, если абсолютно с ними согласен, или неверные, если ему известно хотя бы одно исключение. За каждый правильный ответ выставляется 1 балл.

Второй тест включает в себя задания с несколькими (4-6) вариантами ответа. Участнику олимпиады из предложенных ответов нужно выбрать единственный верный ответ. В данном случае ответ не обязан быть абсолютно верным, он должен быть наилучшим из предложенных вариантов. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла.

В третьем тесте  задания содержат несколько верных и несколько неправильных ответов. Нужно выбрать все верные ответы. Только за выбор всех правильных ответов вы сможете получить баллы. 

Четвертый тест состоит из задач.  Из предложенных 4-6 вариантов ответа нужно выбрать единственный верный ответ. Правильный ответ оценивается от 4 до 8 баллов.

Время, отводимое на ответы по заданиям тестов, составляет 100 минут. Максимальное количество баллов по заданиям первого тура складывается,  исходя из количества баллов по всем четырем типам тестов. Максимум баллов – 100.

Второй очный тур олимпиады по экономике включает в себя задачи, ситуационные задания и «открытые» вопросы. Их может быть от 6 до 9. Максимальные баллы по каждому из заданий устанавливаются в зависимости  от уровня сложности вопроса (от 5 до 30 баллов). На ответы участникам отводится от 120 до 180 минут (2-3 часа). При оценке задач и ситуационных заданий учитывается полнота ответа: решение, пояснения, формулы, выводы, графическая модель процесса. При оценке «открытых» вопросов учитывается знание теории, степень ее понимания, а также оригинальность ответов.

Примеры заданий:

2018 год : 11 класс: Отборочный этап Задания
2018 год : 11 класс: Отборочный этап Решения
2018 год: 11 класс Заключительный этап Задания
2018 год: 11 класс Заключительный этап Решения

2017 год : 11 класс: Отборочный этап Задания
2017 год : 11 класс: Отборочный этап Решения
2017 год: 11 класс Заключительный этап Задания
2017 год: 11 класс Заключительный этап Решения

2015 год : 11 класс: Отборочный этап Задания
2015 год : 11 класс: Отборочный этап Решения
2015 год: 11 класс Заключительный этап Задания
2015 год: 11 класс Заключительный этап  Решения

2016 год : 11 класс: Отборочный этап Задания
2016 год : 11 класс: Отборочный этап Решения
2016 год: 11 класс Заключительный этап Задания
2016 год: 11 класс Заключительный этап Решения

2014 год : 11 класс: Отборочный этап Задания
2014 год : 11 класс: Отборочный этап Решения
2014 год: 11 класс Заключительный этап Задания
2014 год: 11 класс Заключительный этап Решения

2018 год : 10 класс: Отборочный этап Задания
2018 год : 10 класс: Отборочный этап Решения
2018 год: 10 класс Заключительный этап Задания
2018 год: 10 класс Заключительный этап Решения

2017 год : 10 класс: Отборочный этап Задания
2017 год : 10 класс: Отборочный этап Решения
2017 год: 10 класс Заключительный этап Задания
2017 год: 10 класс Заключительный этап Решения

2016 год : 10 класс: Отборочный этап Задания
2016 год : 10 класс: Отборочный этап Решения
2016 год: 10 класс Заключительный этап Задания
2016 год: 10 класс Заключительный этап  Решения

2018 год : 9 класс: Отборочный этап Задания
2018 год : 9 класс: Отборочный этап Решения
2018 год: 9 класс Заключительный этап Задания
2018 год: 9 класс Заключительный этап Решения

2017 год : 9 класс: Отборочный этап Задания
2017 год : 9 класс: Отборочный этап Решения
2017 год: 9 класс Заключительный этап Задания
2017 год: 9 класс Заключительный этап Решения

2016 год : 9 класс: Отборочный этап Задания
2016 год : 9 класс: Отборочный этап Решения
2016 год: 9 класс Заключительный этап Задания
2016 год: 9 класс Заключительный этап  Решения

2018 год : 8 класс: Отборочный этап Задания
2018 год : 8 класс: Отборочный этап Решения
2018 год: 8 класс Заключительный этап Задания
2018 год: 8 класс Заключительный этап Решения

2017 год : 8 класс: Отборочный этап Задания
2017 год : 8 класс: Отборочный этап Решения
2017 год: 8 класс Заключительный этап Задания
2017 год: 8 класс Заключительный этап Решения

2016 год : 8 класс: Отборочный этап Задания
2016 год : 8 класс: Отборочный этап Решения
2016 год: 8 класс Заключительный этап Задания
2016 год: 8 класс Заключительный этап  Решения

Литература для подготовки :

1. Абель Э., Бернанке Б., Макроэкономика. Санкт-Петербург: Питер, 2011.
2. Автономов В. С., Экономика, М.: Вита-Пресс, 2012.
3. Акимов Д. В., Дичева О. В., Щукина Л. Б. Решения задач по экономике. От простых до олимпиадных.  М. «Вита-Пресс», 2009.
4. Алешковский И.А., Картаев Ф.С. Математика в экономике, М.: МАКС Пресс, 2009.
5. Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. – М.: ЮНИТИ, 1997.
6. Гуриев С.М. Мифы экономики. Заблуждения и стереотипы, которые распространяют СМИ и политики. М.: «Юнайтед-Пресс», 2012.
7. Стивен Ландсбург. Экономист на диване.— М.: Издательство Института Гайдара, 2012.
8. Стивен Левитт, Стивен Даббнер. Фрикономика. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011.
9. Стивен Левитт, Стивен Даббнер. Суперфрикономика. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010.
10. Матвеева Т.Ю., Введение в Макроэкономику. М.: ГУ ВШЭ, 2008.
11. Основы экономической теории. 10-11 классы, под ред. Иванова С.И. М.: Вита пресс, 2006.
12. Сборник задач I и II открытых чемпионатов школ по экономике, под ред. Ф. Картаева и О. Клачковой. М.: Альпина Паблишер, 2013.
13. Сонин К.И. Уроки экономики. М.: «Юнайтед-Пресс», 2011.
14. Чарлз Уилэн. Голая экономика. Разоблачение унылой науки. М.: Олимп Бизнес, 2007.
15. Тим Харфорд. «Экономист под прикрытием». М.: BestBusinessBooks, 2009.

Темы для подготовки к олимпиаде:
  1. Предмет экономической теории. Потребности и блага.
  2. Рыночный механизм: спрос, предложение, равновесие на рынке товара, эластичность спроса и эластичность предложения.
  3. Потребитель в рыночной экономике: теория потребительского поведения, семейный бюджет.
  4. Экономическая конкуренция и типы рынков.
  5. Рынки факторов производства.
  6. Производственная функция, издержки производства продукции.
  7. Показатели национальной экономики.
  8. Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS (совокупный спрос — совокупное предложение).
  9. Потребление и сбережения.
  10. Инвестиции. Мультипликатор инвестиций.
  11. Экономическая нестабильность: цикличность развития экономики, безработица, инфляция. Потери от безработицы.
  12. Деньги и денежная масса. Денежный рынок. Денежно-кредитная политика государства.
  13. Государственный бюджет. Бюджетно-налоговая политика государства.
  14. Международная торговля.