Понедельник, 17 февраля, 2025

Альтернативная стоимость: задания

Задача №1. Расчёт цены выбора

Бухгалтеру нужно покрасить свой дом. Для этого он может нанять начинающего маляра, который покрасит дом за 30 рабочих часов и просит за работу 1200 р.

Жена предлагает нашему бухгалтеру покрасить дом самому. Мотивирует она это тем, что бухгалтер в молодости был неплохим маляром. Он затратит на покраску 20 ч. И сэкономит семье деньги.

Бухгалтер завален работой и обычно зарабатывает 100 р. в час. Поэтому он отказывается сам красить дом, ссылаясь на экономическую целесообразность.

Кто прав и почему? Какова цена правильного выбора?:

Решение:
Прав бухгалтер. Он сэкономит семье деньги, если будет заниматься своей работой, которая за 20 часов принесёт ему: 20 × 100 = 2000 р. и наймёт маляра с оплатой 1 200 р.
Цена его выбора, то есть экономия при этом составит:
2 000 – 1 200 = 800 р.

Задача № 2. Расчёт максимального числа дней ремонта

Иванов хочет отремонтировать квартиру. Он может нанять мастеров и заплатить им 15 тыс. р., а может все сделать сам, тогда ремонт будет стоить ему только 5 тыс. р. (цена материалов). Но придется взять отпуск без сохранения заработка. В день он зарабатывает 500 р. Какое максимальное число дней может потратить на ремонт Иванов, чтобы не нести убытки.

Задача №3. Расчёт цены выбора

Петров хочет купить мебельный гарнитур. Он должен затратить на поиски дешевого и качественного варианта 7 рабочих дней, для чего намерен взять отпуск без сохранения заработка. Если он не сделает этого, то купит гарнитур на 20% дороже. В день Петров зарабатывает 1000 руб.
Какова должна быть цена гарнитура для того, чтобы рационально мыслящему Петрову было все равно – искать дешевый вариант или нет?

Задача №4. Выбор более дешёвого способа передвижения

Самолетом из Москвы во Владивосток можно добраться за 8 ч, но с учетом сопутствующих затрат времени можно считать, что сутки для работы или отдыха теряются. Поездка в поезде займет 9 дней. Авиабилет стоит 900 р., а железнодорожный билет 500 р.
а) Какой способ передвижения дешевле для человека, зарабатывающего 50 р. каждый рабочий день с понедельника по пятницу.
б) Если 4 из 9 дней пути на поезде приходятся на выходные, то сколько должен зарабатывать в будний день наш путешественник, чтобы ему было все равно с чисто экономической позиции — лететь в выходной день или ехать поездом?

Задача №5. Построение КПВ

На одном поле фермер может произвести 500 т картофеля или 100 т пшеницы, а на другом альтернативная стоимость выращивания 2 т пшеницы равна 5 т картофеля при максимальном производстве картофеля, равном 1000 т. Построить кривую производственных возможностей фермера.

КПВ1

КПВ2

Задача №6. Анализ КПВ

На рисунке приведена кривая производственных возможностей фермера, который выращивает пшеницу и картофель на двух полях:

КПВ

а) Какова альтернативная стоимость производства одной тонны картофеля, если производится 95 т? 150 т?

Какова при этом альтернативная стоимость одной тонны пшеницы?

б) Определить альтернативную стоимость выращивания первых 90 т пшеницы.

в) Вычислить среднюю урожайность пшеницы и картофеля при наилучшем использовании ресурсов, если площадь каждого поля равна 10 га, а картофеля выращено 120 т.


Задача №7. Расчёт альтернативных издержек

Средневековый кузнец специализируется на копьях и плугах. Могут ли его альтернативные производственные возможности описываться следующими данными?

Задача № 8. Построение КПВ

Дедушка, отец и сын организовали семейный бизнес по изготовлению столов и стульев. За год отец может изготовить 50 столов или 100 стульев, дедушка — 40 столов или 100 стульев, сын 100 столов или 150 стульев. Постройте кривую производственных возможностей семьи.

Задача № 9. Построение КПВ

Иван может получить на своем поле либо 400 т пшеницы, либо 1000 т картофеля. Для Петра альтернативной стоимостью выращивания одной тонны картофеля будет производство 0,25 т пшеницы при максимальном урожае картофеля, равном 1200 т. Два фермера – Иван и Петр – решили объединить свои усилия. Это не увеличит их производительности.

а) Построить кривую производственных возможностей «коллективного» хозяйства.

б) Верно ли, что альтернативной стоимостью производства первых 1200 т картофеля является производство 400 т пшеницы?

в) Верно ли, нельзя произвести 600 т картофеля и 550 т пшеницы?

г) Верно ли, что при производстве 1700 т картофеля альтернативной стоимостью увеличения производства картофеля на 20 т является отказ от 8 т пшеницы?

д) Верно ли, что для увеличения производства пшеницы с 200 т на 550 т нужно пожертвовать снижением урожая картофеля на 1100 т.

Задача №10. Построение КПВ

В группе студентов по результатам психологического тестирования обнаружено:

10 Лидеров,

1 Работник,

1 Философ,

10 Организаторов.

Известно, что

Работник сделает кораблик за 1 минуту и придумает название за 5 минут,

Философ сделает кораблик за 9 минут и придумает название за 1 минуту,

Лидер сделает кораблик за 5 минут и придумает название за 9 минут,

Организатор сделает кораблик за 9 минут и придумает название за 5 минут.

Ко Дню студента учащимся необходимо изготовить максимальное число корабликов с названиями за 45 минут.

Требуется построить КПВ группы и определить, сколько корабликов с названиями можно изготовить за указанное время.

Задача №11. Построение и анализ КПВ

Представьте экономику с семью работниками, каждый из которых за день может произвести либо 3 торта, либо 5 рубашек:

а) начертите границу производственных возможностей такого общества;

б) сколько тортов могло бы потребить общество, если бы оно было готово обходиться без рубашек;

в) отметьте точки на Вашем графике, соответствующие неэффективным методам производства;

г) объясните, почему точки вовне границы являются недостижимыми.

Однако для производства рубашек изобретён новый метод, благодаря которому один работник может производить 8 рубашек в день. Улучшений в производстве тортов не произошло. Исходя из условий:

д) покажите новую границу производственных возможностей.

е) если потребители предпочитают иметь и торты и рубашки, каков вероятнее всего будет общественный выбор относительно того, что производить?

Решение:
а) Если все трудовые ресурсы будут направлены на производство тортов, то их произведут 21 штуку. Отложим по оси ординат количество произведённых тортов, а по оси абсцисс – количество произведённых рубашек. Если все 7 работников будут направлены на производство рубашек, то их произведут 35 штук.
б) Если бы общество было бы готово обходиться без рубашек, оно могло бы потребить 21 торт.
в) Неэффективным методам производства соответствуют точки внутри графика, такие как точка А. Экономика при данных ресурсах могла бы производить большее количество какого-либо товара без сокращения выпуска другого товара.
г) Эффективное использование ресурсов означает, что для общества невозможно получить большее количество тортов, не уменьшив при этом производство рубашек. Следовательно, точки, лежащие на КПВ, являются эффективными. Точка С, вовне КПВ является недосягаемой при данной технологии, и данном количестве и качестве ресурсов. Она может быть достигнута, если совершенствовать технологию, либо увеличить объём ресурсов.
д) После усовершенствования технологии один работник может производить теперь 8 рубашек в день. В данном случае новая граница производственных возможностей, показана на графике пунктирной линией.
е) Если потребители предпочитают иметь и торты и рубашки, то общественный выбор относительно того, что производить будет определяться точкой на границе производственных возможностей, исключая крайние точки.

КПВ7