Пятница, 26 апреля, 2024

Задачи для самостоятельного изучения микроэкономики

1.1. Задания для обсуждения

1. Дайте комментарий к следующему утверждению: «Экономическая теория была бы не нужна, если бы все люди могли получать желаемое в неограниченных количествах».

2. Насколько теоретически состоятельным является лозунг «От каждого по способностям, каждому по потребностям»? Ответ объясните.

3. В первый день выдачи зарплаты у кассы скапливается огромная очередь. Представьте себя на месте главного бухгалтера. Посоветуете ли Вы своему кассиру вывесить у окошка табличку с просьбой ко всем тем, кому не так срочно нужны деньги, прийти на следующий день? Чем Вы руководствуетесь при ответе на поставленный вопрос?

4. Является ли рациональным поведение:
а) призера олимпиады по шахматам, отдавшего на благотворительные цели половину полученного им приза в 50 тысяч долларов;
б) человека, предпочитающего занятию спортом выкуривание по пачке сигарет ежедневно;
в) талантливой актрисы, в расцвете славы бросившей сцену и ушедшей в монастырь?

5. «Если плату за проезд в городском транспорте поднимут вдвое, я буду ходить на работу пешком. Я, конечно, буду опаздывать, но зато это обойдется дешевле, да и что может быть лучше прогулки утром на свежем воздухе!». Как Вы считаете, можно ли назвать такое поведение рациональным?

6. В метро в час пик на эскалаторе скапливается большое количество пассажиров. Слева, как правило, пассажиры проходят вперед, справа — стоят. Кто распределяет их по рядам? Кто определяет Ваше место на эскалаторе? Помогают ли указания диспетчера типа: «Стойте справа, проходите слева» определить каждому его место, меняют ли они что-либо в работе эскалатора?

7. Вы получили садовый участок и отправляетесь туда весной сажать деревья и культивировать огород. Точно так же поступают и другие садоводылюбители. В чьих интересах Вы действуете? В чьих интересах действует правительство Москвы, принимая решение о выделении участков под разведение картофеля в подмосковной зоне?

8. Какое из положений и почему не имеет отношения к содержанию предмета экономической теории?
а) максимальное удовлетворение потребностей;
б) экономическое благо;
в) неограниченные потребности;
г) неограниченные ресурсы;
д) эффективное использование ресурсов.

9. Определите позитивные и нормативные утверждения.
а) «в 1991-1996 гг. в экономике России наблюдался спад производства и высокие темпы инфляции»;
б) «необходимо разработать комплекс мер по замедлению или прекращению спада производства и снижению темпов инфляции»;
в) «структурная перестройка экономики России, помимо других целей, направлена на повышение уровня потребления людей»;
г) «осуществление структурной перестройки экономики неизбежно ведет к разрушению эгалитаризма, господствующего в мышлении многих людей, резкому росту безработицы, что потенциально влечет за собой социальную дестабилизацию, и поэтому структурная перестройка должна осуществляться постепенно».

10. При переходе к рыночным отношениям в России были нарушены оптимальные пределы дифференциации доходов. Разрыв в уровне денежных доходов 10% наиболее состоятельных и 10% наименее состоятельных групп населения составил в 1999г. 13,9 раза. Ниже официальной черты бедности, согласно данным Госкомстата, в четвертом квартале 2001 г. проживало 39,4 млн. россиян, или 27,2% населения России. В сложившихся условиях необходимо повысить роль налоговой системы в устранении столь резкой дифференциации в уровнях дохода различных социальных групп. Определите элементы нормативного и позитивного анализа в приведенных выше положениях

11. Определите утверждения, относящиеся к микро- и макроэкономике:
а) правительство осуществляет политику либерализации цен;
б) отсутствие дождей в течение продолжительного времени вызвало в центральных районах России падение урожайности зерновых;
в) минимальный уровень заработной платы в России составляет около 80 рублей;
г) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции;
д) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой активности в стране;
е) размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи или личного дохода студента;
ж) введение конвертируемости национальной денежной единицы является элементом либерализации внешнеэкономической деятельности, открытия экономики.

12. В индийской притче о Будде и его ученике говорится: «Будда спросил ученика: «Кто там идет по дороге?» — «Красивая молодая женщина», — ответил ученик. — «Точнее!» — потребовал Будда. — «Молодая женщина». — «Точнее!» — «Женщина». — «Точнее!» — «Человек». — «Точнее!» — «Скелет». При каком ответе ученика теряется, на Ваш взгляд, познавательная ценность абстракции? Почему?

13. Каждому из отмеченных цифрами определений найдите соответствующее понятие (А, Б, В, Г):
1) метод умозаключений, основанный на обобщении фактов;
2) направление в экономической науке, основанное на оценочных суждениях относительно того, какой должна быть экономика;
3) абстрактная структура, создающая упрощенную картину экономической реальности; 4) метод исследований объекта, состоящий в отвлечении от случайных, временных черт и связей.

A. Экономическая модель
Б. Абстракция
B. Индукция
Г. Нормативная экономическая теория

14. Какие из ниже перечисленных благ являются экономическими, а какие — неэкономическими:
а) воздух, которым Вы дышите;
б) снег зимой;
в) пищевой лед, используемый в ресторанах, барах и т. д.;
г) лед на улицах в зимнее время года;
д) вода из родника недалеко от Вашего дома;
е) белая глина, используемая для производства фарфоровой посуды.
Дайте правильный и аргументированный ответ.

Ответы к заданиям:
4. а), б), в) – да.
8. г. 9. а), в) – позитивное; б), г) – нормативное.
11. макроэкономика: а, в, г, д, ж.; микроэкономика – все остальное.
13. 1-в; 2-г; 3-а; 4-б.
14. экономические: в, е; неэкономические — все остальное.

Задачи:

1.В какой-то гипотетической стране производятся только два товара — велосипеды и стиральные машины, причем все имеющиеся ресурсы используются полностью. Варианты производственных комбинаций приведены в таблице. Начертите кривую производственных возможностей. Найдите альтернативные издержки. Что показывает их динамика? Отыщите на графике точки M (80 велосипедов и 30 стиральных машин) и N (30 велосипедов и 20 стиральных машин). О чем свидетельствуют эти точки?

2. Дана таблица производственных возможностей выпуска колбасы и роботов. Начертить КПВ. Определить:
а) альтернативные издержки на производство 3-й единицы колбасы;
б) общие издержки на производство 3-х единиц колбасы.

4. Предприятие, занимаясь выпуском мебели, на производство годового объема продукции расходует: на древесину – 500 тыс. руб., на станки – 200 тыс. руб., на агрегаты, 100 тыс. руб., на мазут – 30 тыс. руб., на здания – 80 тыс. руб., на пластмассу – 40 тыс. руб., на фурнитуру – 60 тыс. руб., на транспорт – 90 тыс. руб., на электроэнергию – 50 тыс. руб. Определите стоимость израсходованных предметов труда, средств труда и средств производства.

5. В квартире устанавливают новые окна производства одной известной компании. В беседе с монтажниками оконных систем выяснилось, что в их квартирах уже стоят пластиковые окна этой компании. «Компания продала нам пластиковые окна со скидкой 45%, а монтаж был бесплатный, так как устанавливали мы сами», — рассказывали они. Своим заказчикам компания поставляет пластиковые окна по цене 15278 р. Стоимость монтажных работ составляет 15% от стоимости пластиковых окон. Для выполнения работ по замене одного окна требуется бригада из 2 монтажников. В течение одного дня такая бригада может установить два окна. За установку одного окна каждому монтажнику компания платит 600 р.

а) Какова альтернативная стоимость замены одного окна и альтернативная стоимость замены всех старых окон в квартирах монтажников на новые пластиковые окна? В каждой из двух квартир заменили по три окна.

б) Какую выгоду получил каждый монтажник при замене старых окон на новые по сравнению с обычным потребителем?

Ответы к задачам:
1. альтернативные издержки: 1; 1,5; 2; 5,5; 5,5.
2. а) альтернативные издержки на производство 3-й единицы колбасы составляют 3 робота; б) общие издержки на производство 3-х единиц колбасы составляют 6 роботов.
4. предметы труда: 680 тыс. руб.; средства труда: 470 тыс. руб.; средства производства: 1150 тыс. руб. 5. а) альтернат. стоимость замены одного окна на новое – 9602,9р., всех шести окон – 57617,4р.; б) выгода каждого из монтажников составила 23900,4р.